Вампир — это существо из фольклора, которое существует, питаясь жизненной эссенцией (обычно в форме крови) живых. В европейском фольклоре вампиры — это нежить, которая часто навещала близких и причиняла вред или смерть в районах, где они жили, пока были живы. Они носили саваны и часто описывались как раздутые, с румяным или темным лицом, заметно отличающиеся от современных изможденных, бледных вампиров, которые датируются началом 19 века.

Вампирические сущности были зарегистрированы в большинстве культур; термин «вампир» был популяризирован в Западной Европе после сообщений о массовой истерии 18-го века по поводу ранее существовавших народных верований на Балканах и в Восточной Европе, что в некоторых случаях приводило к тому, что трупы закалывали и людей обвиняли в вампиризме. Местные варианты в Восточной Европе также были известны под разными названиями, такими как shtriga в Албании, vrykolakas в Греции и strigoi в Румынии.
В наше время вампир, как правило, считается вымышленным существом, хотя вера в подобных вампирических существ, таких как чупакабра, все еще сохраняется в некоторых культурах. Раннюю народную веру в вампиров иногда приписывали незнанию процесса разложения тела после смерти и того, как люди в доиндустриальных обществах пытались рационализировать это, создавая фигуру вампира для объяснения тайн смерти. Порфирия была связана с легендами вампиризма в 1985 году и получила большое освещение в средствах массовой информации, но с тех пор была в значительной степени дискредитирована.
Харизматичный и утонченный вампир современной фантастики родился в 1819 году с публикацией «Вампира» английского писателя Джона Полидори; рассказ был очень успешным и, возможно, самым влиятельным произведением о вампирах начала 19 века.[3] Роман Брэма Стокера «Дракула» 1897 года запомнился как квинтэссенция вампирского романа и лег в основу современной легенды о вампирах, хотя он был опубликован после романа Джозефа Шеридана Ле Фаню «Кармилла» 1872 года. Успех этой книги породил особый вампирский жанр, все еще популярный в 21 веке, с книгами, фильмами, телешоу и видеоиграми. С тех пор вампир стал доминирующей фигурой в жанре ужасов.
Мифы и легенды
Внешность
Они носили саваны и часто описывались как раздутые, с румяным или темным лицом, заметно отличающиеся от современных изможденных, бледных вампиров, которые датируются началом 19 века.
Силы и способности
Вампиры часто считаются могущественной нежитью в историях и фольклоре, из-за их разнообразных способностей и почти неуничтожимости. Их, как правило, чрезвычайно трудно убить.
Создание вампиров
Существует несколько вариаций того, как появляются вампиры, в зависимости от фольклора рассматриваемого региона.
В славянских и китайских традициях боялись, что любой труп, через который перепрыгнуло животное, особенно собака или кошка, станет одним из нежити. Тело с раной, которую не обработали кипятком, также подвергалось риску.
В русском фольклоре говорилось, что вампиры когда-то были ведьмами или людьми, которые при жизни восстали против Русской православной церкви и вернулись из-за темной магии.
В более поздних преданиях вампиры создаются, когда вампир кусает и / или дает человеку свою кровь, которая превращает его в подчиненного вампира, иногда известного как Раб.
Предотвращение вампиров
Вскоре были введены в действие определенные методы, чтобы мертвые не воскресали снова в виде нежити. Такая практика включала:
- Закапывание трупа вверх ногами
- Размещение сельскохозяйственных предметов у могилы для умиротворения самого духа или потенциальных демонов
- Перерезание сухожилий на коленях или пригвождение головы, тела или одежды к земле, чтобы они не поднимались.
- Цыгане вонзали стальные иглы в сердце трупа и помещали кусочки стали во рту, над глазами, ушами и между пальцами во время погребения. Они также клали боярышник в носок трупа или протыкали ноги колом из боярышника.
- Разбрасывание мелких зерен (таких как рис, мак, просо или песок) на земле рядом с могилой, что заставило бы вампира считать зерна всю ночь. (Европейские и китайские знания)
- Положите на труп восковой крест и кусочек керамики с надписью «Иисус Христос побеждает».
- Дальнейшие меры включали обливание могилы кипятком или полное сжигание тела.
- Помещение чего-либо (в том числе лимона, чеснока или даже кирпича) в рот трупа, подозреваемого в том, что он вампир.
- Всаживаю пулю в гроб. (Румынский)
В резистентных случаях тело расчленяли, а куски сжигали, смешивали с водой и давали членам семьи в качестве лекарства.
В Болгарии было обнаружено более 100 скелетов с металлическими предметами, такими как долота плуга, воткнутые в туловище.
Защита от вампиров
В преданиях различные предметы и простые ритуалы использовались, чтобы отпугивать не только вампиров, но и другие виды нежити. Защитная магия также известна как «Апотропейная», от греческого «отгонять». Специфические средства защиты от вампиров включали:
- Чеснок, шиповник, боярышник.
- Говорили, что посыпание семян горчицы на крышу дома отпугивает их. Это также может относиться к подсчету мелких зерен, используемых в профилактических мерах, упомянутых ранее.
- Священные предметы, такие как распятие, четки или святая вода. Современная художественная литература расширила концепцию, включив в нее любой религиозный символ, которым владеет искренне верующий в соответствующую религию: например, верующий еврей может использовать Звезду Давида, чтобы отогнать вампира.
- Зеркала, обращенные наружу или на дверь (так как в некоторых культурах они не имеют отражения и не отбрасывают тень). В старину зеркала изготавливались из серебра, которое считалось «чистым» металлом и обычно использовалось в защите монстров.
Говорят, что вампиры не могут ходить по освященной земле, такой как церкви или храмовники, или пересекать проточную воду.
Некоторые традиции также гласят, что вампир не может войти в дом без приглашения владельца, хотя после первого приглашения они могут приходить и уходить, когда им заблагорассудится.
Хотя считалось, что фольклорные вампиры более активны ночью, в оригинальных преданиях они обычно не считались уязвимыми к солнечному свету. Эта идея утвердилась в массовом сознании в фильме 1920-х годов «Ностерату», в котором изображенный вампир уничтожается утренним солнцем. С тех пор в типичной истории о вампирах солнечный свет является главной слабостью, а это означает, что любые противники-люди, имеющие дело с монстром, которым удастся дожить до утра, получат преимущество на весь день.
Уничтожение вампиров
Методы уничтожения подозреваемых в вампиризме различались, наиболее часто упоминаемым методом было заколачивание, особенно в южнославянских культурах. В России и странах Балтии предпочитали ясень, в Сербии — боярышник, в Силезии — дуб. Потенциальных вампиров чаще всего протыкали колом в сердце, хотя в России и северной Германии целью был рот, а в северо-восточной Сербии — желудок. Прокалывание кожи груди было способом «сдуть» раздутого вампира; это похоже на акт закапывания острых предметов, таких как серпы, вместе с трупом, чтобы они могли проникнуть под кожу, если тело достаточно раздуется во время превращения в нежить.
Обезглавливание было предпочтительным методом в немецких и западнославянских областях, когда голова зарывалась между ступнями, за ягодицами или подальше от тела. Этот акт рассматривался как способ ускорить уход души, которая, как говорили в некоторых культурах, задерживается в трупе.
На Балканах вампира также можно было убить выстрелом или утоплением, повторением заупокойной службы, окроплением тела святой водой или экзорцизмом.
Различия между регионами
Рассказы о сверхъестественных существах, потребляющих кровь или плоть живых, встречаются почти в каждой культуре по всему миру на протяжении многих веков. Однако в древние времена термина «вампир» не существовало; употребление крови и подобные действия приписывались демонам или духам, которые ели плоть и пили кровь; даже дьявол считался синонимом вампира. Термин «вампир» был популяризирован в Западной Европе после сообщений о массовой истерии 18-го века по поводу ранее существовавших народных верований на Балканах и в Восточной Европе. Это привело к тому, что трупы были заколоты колом, а людей в то время обвиняли в вампиризме.
Древнегреческая и римская мифология описывала Эмпуз, змееподобных ламий и похожих на ворон стригов (позже известных как Стрикс). Со временем первые два термина стали общими словами для описания ведьм и демонов соответственно. Местные варианты в Восточной Европе также были известны под разными названиями, такими как штрига в Албании, вриколакас в Греции и стригои в Румынии.
Лилиту, или Лилит, из Древней Вавилонии и Ассирии считалась демоном и часто изображалась питающейся кровью младенцев. В Индии есть рассказы о веталах, существах, похожих на вурдалаков, которые обитают в трупах.Персы были одной из первых цивилизаций, у которых появились рассказы о демонах, пьющих кровь: существа, пытающиеся пить кровь у людей, были изображены на найденных глиняных черепках.
Средневековый и более поздний европейский фольклор
Многие мифы, окружающие вампиров, возникли в средневековый период. Английские историки и хронисты 12-го века Уолтер Мап и Уильям Ньюбургский записали рассказы о ревенантах, хотя упоминания в английских легендах о вампирических существах после этой даты скудны. Древнескандинавский драугр — еще один средневековый пример нежити, имеющей сходство с вампирами.
Собственно вампиры берут свое начало в фольклоре, широко распространенном в Восточной Европе в конце 17-го и 18-го веков. Эти истории легли в основу легенды о вампирах, которая позже проникла в Германию и Англию, где впоследствии была приукрашена и популяризирована. Одна из самых ранних записей о деятельности вампиров была сделана в регионе Истрия в современной Хорватии в 1672 году. Местные сообщения ссылались на местного вампира Джуре Грандо из деревни Хринг близ Тиньяна как на причину паники среди жителей деревни. Бывший крестьянин, Гир умер в 1656 году; однако местные жители утверждали, что он восстал из мертвых и начал пить кровь у людей и сексуально домогаться своей вдовы. Деревенский староста приказал воткнуть ему в сердце кол, но когда этот метод не смог убить его, впоследствии он был обезглавлен с лучшими результатами.
В течение 18-го века в Восточной Европе наблюдалось безумие вампиров, с частыми заколками и раскопками могил, чтобы идентифицировать и убить потенциальных ревенантов; даже правительственные чиновники занимались охотой и закалыванием вампиров. Несмотря на то, что его называли эпохой Просвещения, во время которой большинство фольклорных легенд были опровергнуты, вера в вампиров резко возросла, что привело к массовой истерии на большей части Европы. Паника началась со вспышки предполагаемых нападений вампиров в Восточной Пруссии в 1721 году и в Габсбургской монархии с 1725 по 1734 год, которая распространилась на другие населенные пункты. Два известных случая с вампирами, первые из которых были официально зарегистрированы, касались трупов Питера Плогойовица и Арнольда Паоле из Сербии. Сообщалось, что Плогойович умер в возрасте 62 лет, но якобы вернулся после своей смерти, попросив у сына еды. Когда сын отказался, на следующий день его нашли мертвым.Предположительно, Плогойовиц вернулся и напал на нескольких соседей, которые умерли от потери крови. Во втором случае Паоле, бывший солдат, ставший фермером, на которого, как утверждается, много лет назад напал вампир, умер во время сенокоса. После его смерти в окрестностях начали умирать люди, и широко распространено мнение, что Паоле вернулся, чтобы поохотиться на соседей. Другая известная сербская легенда, связанная с вампирами, сосредоточена вокруг некоего Савы Савановича, живущего на водяной мельнице и убивающего мельников и пьющего их кровь. Позже этот персонаж был использован в рассказе, написанном сербским писателем Милованом Глишичем, и в сербском фильме ужасов 1973 года «Лептирика», вдохновленном этой историей.
Эти два инцидента были хорошо задокументированы: правительственные чиновники осмотрели тела, написали отчеты о случаях и опубликовали книги по всей Европе. Истерия, обычно называемая «Спором о вампирах 18-го века», бушевала в течение целого поколения. Проблема усугублялась сельскими эпидемиями так называемых нападений вампиров, несомненно, вызванных большим количеством суеверий, которые присутствовали в деревенских общинах, когда местные жители выкапывали тела и в некоторых случаях закалывали их.
Хотя многие ученые в этот период сообщали, что вампиров не существовало, и приписывали сообщения преждевременным похоронам или бешенству, суеверие усилилось. Дом Огюстен Кальме, уважаемый французский теолог и ученый, в 1746 году составил всеобъемлющий трактат, в котором неоднозначно говорилось о существовании вампиров. Кальмет собрал отчеты о происшествиях с вампирами; многочисленные читатели, включая как критически настроенного Вольтера, так и поддерживающих его демонологов, интерпретировали трактат как утверждение о существовании вампиров. В своем философском словаре Вольтер писал:
Эти вампиры были трупами, которые ночью выходили из своих могил, чтобы высосать кровь из живых, либо из их горла, либо из желудка, после чего они возвращались на свои кладбища. Люди, которых сосали таким образом, ослабевали, бледнели и впадали в чахотку; в то время как сосущие трупы толстели, розовели и обладали превосходным аппетитом. Это было в Польше, Венгрии, Силезии, Моравии, Австрии и Лотарингии, где мертвые вызывали такое хорошее настроение.
Споры прекратились только тогда, когда императрица Мария Терезия Австрийская послала своего личного врача, Джерарда ван Свитена, расследовать заявления вампирических сущностей. Он пришел к выводу, что вампиров не существует, и императрица приняла законы, запрещающие вскрытие могил и осквернение тел, положив конец вампирским эпидемиям. Несмотря на это осуждение, вампир продолжал жить в художественных произведениях и в местных суевериях.
Неевропейские убеждения
Африка
В различных регионах Африки есть фольклорные рассказы о существах, обладающих вампирическими способностями:
- Асанбосам — В Западной Африке народ ашанти рассказывает об этом железнозубом вампире, обитающем на деревьях.
- Тесло — у народа овец, оно может принимать форму светлячка и охотится на детей.
- Импундулу — из региона Восточного Мыса, он может принимать форму большой когтистой птицы и может вызывать гром и молнию.
- Раманга — народ Бецилео на Мадагаскаре рассказывает об этом преступнике/живом вампире, который пьет кровь и ест обрезки ногтей знати.
Северная и Южная Америка
- Ругару (Loogaroo) — кровососущий оборотень, представляющий собой смесь французского и африканского Воду или вуду.
- Похожие женщины-монстры — Сукуйант из Тринидада, а также Тунда и Патасола из колумбийского фольклора.
- Пеучен — кровососущая змея из племени Мапуче на юге Чили. В южноамериканских суевериях считалось, что алоэ вера, подвешенное задом наперед за дверью или рядом с ней, отгоняет вампирских существ.
- Чиуатетео — ацтекская мифология описывала рассказы об этих скелетоподобных духах тех, кто умер при родах, которые крали детей и вступали в сексуальные связи с живыми, сводя их с ума.
В конце 18-го и 19-м веках вера в вампиров была широко распространена в некоторых частях Новой Англии, особенно в Род-Айленде и Восточном Коннектикуте. Есть много документально подтвержденных случаев, когда семьи выкапывали близких и удаляли их сердца, полагая, что умерший был вампиром, который был ответственен за болезни и смерть в семье, хотя термин «вампир» на самом деле никогда не использовался для описания умершего. Считалось, что смертельная болезнь туберкулез, или «чахотка», как ее называли в то время, была вызвана ночными посещениями умершего члена семьи, который сам умер от чахотки. Самый известный и самый недавно зарегистрированный случай подозрения на вампиризм — это случай девятнадцатилетней Мерси Браун, которая умерла в Эксетере, штат Род-Айленд, в 1892 году. Ее отец с помощью семейного врача извлек ее из могилы через два месяца после смерти, вырезал ее сердце и сжег его дотла.
Азия
Уходящая корнями в древний фольклор, современная вера в вампиров распространилась по всей Азии с рассказами о жутких существах с материка и вампирических существах с островов Юго-Восточной Азии.
Манананггал — разновидность вампира с Филиппин, который может отделять свою верхнюю половину.
Цзянши — нервная кровососущая нежить из Китая.
Бхута или Прет — это душа человека, который умер безвременной смертью. Он бродит по ночам, оживляя мертвые тела, нападая на живых, как вурдалак.
В северной Индии обитает Брахмаракшаса, вампироподобное существо с головой, окруженной кишками, и черепом, из которого оно пило кровь.
Фигура Веталы, которая появляется в южноазиатских легендах и преданиях, иногда может быть представлена как «Вампир» (см. раздел «Древние верования» выше).
Хотя вампиры появляются в японском кино с конца 1950-х годов, фольклор, стоящий за этим, имеет западное происхождение. Однако нукекуби — это существо, голова и шея которого отделяются от тела, чтобы летать в поисках человеческой добычи ночью. Есть также кицунэ, которые являются духовными вампирами, которым нужна жизненная сила, чтобы выжить и использовать магию. Как таковые, они приобретают это, занимаясь любовью с людьми.
Малазийская Пенанггалан может быть либо красивой старой, либо молодой женщиной, которая приобрела свою красоту благодаря активному использованию черной магии или других неестественных средств, и чаще всего описывается в местном фольклоре как темная или демоническая по своей природе. Она способна отделить свою клыкастую голову, которая летает по ночам в поисках крови, как правило, у беременных женщин. Малазийцы развешивали джеруджу (чертополох) вокруг дверей и окон домов, надеясь, что пенанггалан не войдет, опасаясь зацепить свои кишки за шипы.
Леяк — похожее существо из балийского фольклора.
Кунтиланак или Матианак в Индонезии, или Понтианак или Лангсуир в Малайзии — это женщина, которая умерла во время родов и стала нежитью, стремясь отомстить и терроризируя деревни. Она предстала в образе привлекательной женщины с длинными черными волосами, которые прикрывали отверстие на задней части шеи, из которого она сосала кровь детей. Заполнение дыры ее волосами свело бы ее с ума. Рты трупов были набиты стеклянными бусинами, яйца под каждой подмышкой и иглы в ладонях, чтобы они не превратились в лангсуир. Это описание также подошло бы к болонгам Sundel.
Известные подозреваемые вампиры
В начале 1970 года местная пресса распространила слухи о том, что кладбище Хайгейт в Лондоне посещал вампир. Охотники-любители на вампиров в большом количестве стекались на кладбище. Об этом случае было написано несколько книг, в частности, Шоном Манчестером, местным жителем, который одним из первых предположил существование «Хайгейтского вампира» и который позже утверждал, что изгнал бесов и уничтожил целое гнездо вампиров в этом районе. В январе 2005 года распространились слухи о том, что злоумышленник укусил нескольких человек в Бирмингеме, Англия, что вызвало опасения по поводу бродящего по улицам вампира. Однако местная полиция заявила, что сообщений о подобном преступлении не поступало и что этот случай, по-видимому, является городской легендой.
Современные изображения
В наше время вампир, как правило, считается вымышленным существом, хотя в некоторых областях все еще существует вера в вампирических существ.
Харизматичный и утонченный вампир современной художественной литературы родился в 1819 году с публикацией «Вампира» Джона Полидори; рассказ был очень успешным и, возможно, самым влиятельным произведением о вампирах начала 19 века. Роман Брэма Стокера «Дракула» 1897 года запомнился как квинтэссенция вампирского романа и лег в основу современной легенды о вампирах, хотя он был опубликован после романа Джозефа Шеридана Ле Фаню «Кармилла» 1872 года. Успех этой книги породил особый вампирский жанр, все еще популярный в 21 веке, с книгами, фильмами и телевизионными шоу. С тех пор вампир стал доминирующей фигурой в жанре ужасов.
В современной художественной литературе вампир, как правило, изображается как обходительный, харизматичный злодей. Несмотря на общее недоверие к вампирским сущностям, время от времени сообщается о наблюдениях вампиров. Действительно, общества охотников на вампиров все еще существуют, хотя они в значительной степени сформированы по социальным причинам. Утверждения о нападениях вампиров прокатились по африканской стране Малави в конце 2002 и начале 2003 года, когда толпы забили камнями одного человека до смерти и напали по меньшей мере на четырех других, включая губернатора Эрика Чивайю, основываясь на убеждении, что правительство вступило в сговор с вампирами.
Вампиризм и вампирский образ жизни также представляют собой важную часть современных оккультистских движений. Мифы о вампире, его магических качествах, очаровании и архетипе хищника выражают сильную символику, которая может быть использована в ритуалах, энергетической работе и магии и даже может быть принята в качестве духовной системы. Вампир был частью оккультного общества в Европе на протяжении веков и распространился в американской субкультуре также более десяти лет, находясь под сильным влиянием неоготической эстетики и смешиваясь с ней.